Дело на всю жизнь

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Пчеловодство. Об этой отрасли, незаслуженно забытой в последнее время, наша газета когда-то писала не раз. Огромные товарные пасеки колхозов и совхозов еще несколько десятилетий назад получали достаточно устойчивое развитие. А во многих из них подобных фабрик меда было по несколько штук. Однако в последние 20 лет эта отрасль пришла если не в упадок, то почему-то выпала из поля зрения аграрной экономики. Она поддерживается сейчас в основном усилиями отдельных энтузиастов — частников, которые стараются обеспечить нас едва ли не самым востребованным и экологически чистым природным продуктом. Один из — них житель города Инсара В.А. ПРОКАЗОВ.
Мы сидим с Владимиром Александровичем в его большом по городским меркам саду, в самой тени, возле огромной емкости с водой. А буквально в нескольких метрах на солнцепеке берет начало его любимое детище — пасека, аккуратные домики которой теряются в зелени вишен и яблонь. Именно там кипит работа, и по всему саду разносится мерный, монотонный гул пчел, который многих мальчишек и девчонок в далеком детстве нещадно пугал непредсказуемостью поведения этих трудолюбивых насекомых.

— Не надо ничего бояться, — заметив мое напряженное состояние, успокоил хозяин.— Главное — не нужно изображать испуг и отмахиваться от пчел. Они очень хорошо чувствуют даже скрытую агрессию. А потом, пчеле абсолютно нет до нас никакого дела. Она работает.
Между прочим, Владимир Александрович оказался прав. Тысячи, десятки и сотни тысяч пчел вели себя так, как будто нас тут вообще не было.
— Пчелу не надо лишний раз тревожить, злить ее без нужды, — с видом знатока произнес герой нашего сегодняшнего материала. — Некоторые мои коллеги очень часто делают нечто подобное. Чуть не ежедневно, закурив дымарь, лезут в ульи и проверяют рамки. Пчелы беспокоятся. В таком состоянии они очень небезопасны для людей. А чего там смотреть? Каждый из нас должен делать свое дело. Надо с весны улей к сезону готовить как следует, тогда и не придется тревожить насекомых.
Впрочем, Владимир Александрович абсолютно не приемлет такого определения для пчел, и мы тоже пообещали ему не называть их обидным, по мнению собеседника, прозвищем.
— Насекомое, оно и есть насекомое. А пчела—это великая труженица, которая работает для блага людей. Огромное ей спасибо и низкий поклон, — почтительно произнес пчеловод. — Кстати, аналогичное почтение, почти обожествление пчел со стороны человека, я не раз встречал среди знакомых пасечников солидного возраста. Люди, посвятившие пчеловодству жизнь, искренне считают, что именно пчела, продукты пчеловодства, главным образом, дают жизнь всему живому на Земле, делают человека сильнее и позволяют сохранить здоровье и жизненную энергию до глубокой старости.
— Да я за примерами и ходить далеко не буду. Возьму себя. В наше время болезни стали спутниками жизни. Какие только болячки не беспокоят! Но мед выручает. И в чистом виде и в составе с другими лекарственными травами. Бог и пчелы позволили мне дожить до 73 лет в сравнительно добром здравии, сохранить силы и жизненную энергию, — делится едва ли не самым сокровенным Владимир Александрович. — Соседи, знакомые мне часто говорят: Володя, зачем тебе эти хлопоты? Брось все и поживи для себя. И каким же это образом, позвольте спросить? Сидеть на лавочке или залечь на диван? Да после такой жизни я быстро потеряю не то что форму, но и здоровье. Человек уж создан так, что забота о ком-то продлевает активность. В данном случае пасека для меня сродни аккумуляторной батарее, дающей энергию практически всю сознательную жизнь.
Владимир Александрович, извинившись, ненадолго отошел от нашего укромного прохладного уголка на пасеку. Дела. А мне, глядя, как в листве деревьев мелькает светлый костюм хозяина, необычно выделяясь сетчатой маской, невольно пришла мысль, что я искренне завидую нашему герою, его увлеченности и преданности этой необычной профессии. Что же движет людьми, которые пытаются наполнить свою жизнь особым смыслом?
Как считает пчеловод Проказов, увлечься всерьез чем-либо может каждый человек. Но для этого необходимо обладать тем, что мы называем характером, неукротимым желанием познать что-то, выходящее за рамки обычного сознания.
— Любовь к делу, увлечение приходит только со временем. Вначале человеком движут любопытство, азарт, стремление быть не хуже других, — продолжил разговор Владимир Александрович. – Так было и у меня с пчелами.
Действительно, дожив почти до 30 лет, Владимир и не мечтал ни о каких пчелах. Хотя иногда, чего греха таить, любил наблюдать, как сосед через огород занимался своей пасекой. У него было несколько ульев, у которых тот проводил все свободное время. Часто разговаривали, естественно, на тему пчеловодства. Тогда наш герой еще, как говорится, не повелся на эту сладкую удочку, но в глубине души что-то осталось.
А потом судьба свела Проказова с соседом уже более плотно. Вместе стали работать в ПМК-10.
— Попробуй, Володя, с пчелами-то. У тебя получится. Да и я по-соседски помогу, — настаивал все чаще старший приятель. – Не пожалеешь, а только благодарить будешь.
— Я действительно благодарен своему первому наставнику до сих пор, — отмечает В.А. Проказов. – Он помог мне и ульем, и роем, научил ухаживать за пчелами. Хотя тоже, как и я, не заканчивал никаких пчелиных академий. Да и не нужно это, если дело захватит. А оно меня буквально забрало. По примеру соседа любил время проводить возле своего улья. Душа отдыхает и нервы успокаиваются. А уж когда попробовал свой первый мед, понял, что мое это.
А через пять лет у Проказова на огороде уже стояло 25 ульев. Больше, чем у наставника.
— Я до того ушел с головой в пчеловодство, что даже за обедом и ужином читал специальную литературу. А от пасеки меня нельзя было вообще ото гнать до вечера. Не говоря уже о выходных, которые я с утра до вечера проводил там же. Вот тогда-то и пришла любовь к пчелам, которая прошла через всю мою жизнь, — делится воспоминаниями пасечник. – Вы не поверите, но та пасека моей молодости здорово поддерживала меня не только морально, но и материально. По фляге меда получал в иные сезоны от каждого улья.
Но тогда было проще. Большая пасека находилась на территории нынешнего аграрного техникума. Там тогда учили пчеловодов и в окрестностях города сеяли много специальной медовой травы. Да и пригородные хозяйства выращивали на больших площадях гречиху, люцин, с которых пчелы собирали удивительный по вкусу мед.
А потом, как отметил наш  герой, все ушло куда-то в тартарары. Подкосил позиции клещ проклятый — гроза пчел.
— У меня тогда в один год погибло 25 семей. Все, что было, — с грустью говорит Владимир Александрович.—Руки опустились. Хотелось все бросить и идти куда глаза глядят. Но как представил свой пустой сад, так в душе все словно перевернулось. Не дело завивать горе веревочкой. Все начал опять с нуля.
Даже сейчас Владимир Александрович вспоминает те плохие годы с нескрываемой тоской. Ведь проклятая болезнь пчел, появившаяся невесть откуда, значительно осложнила работу пчеловодов. Практически каждый год пчелосемьи гибли десятками. Препараты были слабые, сравнимые разве что с кустарными. И вновь Проказов уселся за учебники, выписывал множество специальной литературы, изучал зарубежный опыт борьбы с вредителями и болезнями, связывался с институтами.
Он и сейчас не чурается учиться. Более того, с  годами установились тесные связи с московскими учеными, которые высылают своему постоянному партнеру те же эффективные препараты, инвентарь, спецодежду. Не за так, конечно. Но дело того стоит. Доход, как отметил Проказов в беседе, от пасеки всегда есть. Хороший доход, что тоже имеет отличный стимул для занятия пчеловодством и производством товарной продукции.
Я бы посоветовал нынешней молодежи обратить внимание на это увлекательнейшее дело, позволяющее чувствовать себя не только здоровым физически, но и не выглядеть ущербным с финансовой точки зрения. На до-ходы от пасеки я могу позволить себе многое. В пределах разумного, конечно. Иметь хороший автомобиль, содержать добротный дом, купить ту или иную вещь по душе, — отметил В.А. Проказов. –А главное — ни от кого не зависеть, быть хозяином судьбы. Разве плохая перспектива для молодого, инициативного человека?
Отличная даже. Однако тот памятный кризис в пчеловодстве подкосил позиции отрасли. Исчезли крупные пасеки, сельхозпредприятия перестали сеять соответствующие травы. Пчеловодство на современном уровне стало уделом энтузиастов-частников. Причем подобная проблема характерна не только для Мордовии или России. Во всем мире отрасль переживает кризис. А это, как считает наш герой, грозит ухудшить экологическую обстановку. Ведь пчелы не только дают мед, они опыляют растения, способствуют формированию урожая всех без исключения культур. Каков же выход?
—Я не ученый, а просто самоучка. Но и со своей колокольни сужу, что развитие пчеловодства обязательно должно получить государственную поддержку, — заявил в заключение нашей беседы В.А. Проказов. — Надо его возрождать. И, прежде всего вплотную заняться пропагандой этого важнейшего дела, чаще публиковать материалы о пользе меда и продуктов пчеловодства, рассказывать о подвижниках - любителях и профессионалах, не стесняться подчеркивать финансовую составляющую данной работы. Я уверен, что именно тогда пчелами будут заниматься не только пенсионеры, но и молодые люди, которые поймут, что пчела способна не только спасти человечество, но и щедро одарить тебя и твоих близких. Ну, а теперь, пожалуйста, к столу.
Когда-то давным-давно, еще мальчишкой, отец однажды взял меня с собой на совхозную пасеку, что располагалась на краю лесного массива километрах в пяти от села.
Никогда не забыть того сказочного впечатления, оставшегося от случайного путешествия. Огромная пасека, десятки ульев посреди живописного луга, темная зелень стоящих невдалеке деревьев, а главное — огромная тарелка свежего меда на щербатом столе в пасечной сторожке, глядевшей оконцами на этот удивительный мир пчел. С тех пор прошла целая жизнь, но я никогда не забывал вкуса меда из детских воспоминаний, слаще которого уже никогда не было. Казалось, что ничего подобного не повторится. Однако жизнь еще продолжает преподносить сюрпризы. Поэтому, едва глянув на щедро налитый в чашку янтарный мед, вдруг вновь ощутил настойчивый запах детства, пахнущий ароматом трав, сродни вкусу самой жизни. Мы должны быть благодарны таким людям и подвижникам, как В.А. Проказов, которые не дают нам забывать, что земля людей и есть сама при-рода, живя в гармонии с которой человек чувствует себя настоящим хозяином.

 

И. СЕРГЕЕВ
Инсарский Вестник

 

{backbutton}