«НАДО ДЕЛО ЛЮБИТЬ ДУШОЙ И СЕРДЦЕМ»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

- Дед мой говорил: «С этой скотиной, Гриша, на поклон к председателю не пойдешь. И тебя накормят, и дети сыты будут!» (А председатель колхоза на селе, как известно, был самый большой человек).
Мы стоим у пасеки, что расположилась с краю небольшого лесочка и разговариваем с её хозяином – Г. П. Суниным. У Григория Петровича за плечами немалый опыт пчеловода – 20 лет. И говорит он о своем увлечении (именно увлечении) с упоением и радостью. Над ульями, на первый взгляд, в хаотичном порядке летают пчелы. И только после рассказа пасечника понимаешь, что все здесь отлажено и спланировано.
- Почему, - спрашиваю, - решили пчелами заняться?
Оказывается, дед по материнской линии – Яков Константинович Елесин – был известным пчеловодом в соседнем Ичалковском районе. Уважали его, за советом шли, за опытом. Из его шести детей, к сожалению, по его стопам никто не пошел, лишь двое внуков (уже и сами теперь дедушки) имеют пасеки.

Кстати, как рассказывает Григорий Петрович, у деда на каждого внука был именной (подписанный) улей. Когда внук женился, он ему его дарил, при этом не забывал повторять вышесказанные слова. Достался именной улей и внуку Григорию.
Мать Григория Петровича родилась в с. Рождественно Ичалковского района. По направлению работала бухгалтером в с. Моревка в нашем районе, потом в Игнатове. А после войны, когда вернулся с фронта домой будущий отец Григория Петровича, встретились, поженились. Молодая семья осела в д. Старое Качаево, здесь и сейчас живут Сунины.
Начинал Григорий Петрович с  двух ульев. К тому, именному дедовскому, ему был подарен ещё один дядей. Всеми своими познаниями в деле пчеловодства Григорий Петрович обязан своему деду. И всю нашу беседу с ним мой собеседник то и дело возвращался к своему предку. Кстати, дед имел до 250 ульев (норма считается 80 ульев на пчеловода).
- И как он справлялся? - До сих пор удивляется внук старого пасечника.
А сам Григорий Петрович не сразу стал опытным специалистом в этом деле. Долгое время работал водителем в районной редакции, потом возил районное руководство, крутил баранку бензовоза, трудился в пожарной части. Но надо отдать ему должное, свое занятие пчеловодством никогда не бросал, всегда находил время для любимых пчелок.
Постепенно пасека выросла до 16 ульев, и тут ей стало тесно на огороде. Тем более, что сельчане строились  - это были 70 годы прошлого столетия. Иной раз случалось, и жалили пчелы кого-то. Вот тогда и решил Григорий Петрович обосновать свою пасеку за пределами жилого массива. Было ему тогда  сорок лет.
- Спасибо Юрию Михайловичу Долгову, он тогда главой района был, - говорит Г. П. Сунин. – Посодействовал, помог. Тут как раз то время подошло, когда колхозные паи начали в аренду давать, а потом и в собственность оформлять. Теперь у меня свои угодья, где расположена пасека. Мне удобно, людям не мешаем, а самое главное - пчелкам хорошо.
Вот только «Зерноресурс» губит пчел: распыляет ядохимикаты на своих полях днем. С нами, пчеловодами, руководство Агрофирмы этот вопрос никак не согласовывает. Надо бы пораньше утром или попозже вечером эти работы проводить, когда пчелы еще массово не летают. А так улетает пчела из улья и больше не возвращается. Обидно.

- Вот говорят, Григорий Петрович, что занятие пчеловодством – работа сезонная?
- Это как посмотреть. Если непосредственно с пчелами, то месяцев восемь в году получается. Лето -  самая напряженная пора. Ну а остальное время делаем рамки, ульи, другим нужным инвентарем запасаемся. Словом, работа круглый год.
Еще известен Григорий Петрович как мастер по изготовлению ульев. К нему приезжают с заказами из Нижегородской области, Чувашии, из соседних районов Мордовии. И никому пчеловод не отказывает. А в разговоре с заказчиком ещё и своим опытом поделится.
- Болеют пчелы?- интересуюсь я.
- Да. Приходится и доктором быть – лечить, помогать.  Вот  некоторые говорят: «У меня не болеют». Не может этого быть. Надо внимательнее присмотреться. Если время упустишь, не заметишь вовремя, то семья пропасть может, да и других заразить.
- А пчелиных укусов не боитесь?
- Нет. Хотя случается, кусают. Костюмы для работы на пасеке сейчас шьют хорошие. Раньше халат и маска были. А сейчас все на резинках, удобно.
- Григорий Петрович,  а помощники у Вас есть или один справляетесь?
- Сын Петя помогает. Тяжело бывает во время качки меда, вот тогда и требуется помощь.
- Ученики у Вас есть?
- Сейчас нет. Да что-то никто из молодежи особого желания не изъявляет заняться пчеловодством. А так были у меня ребята на практике. Что сам знаю, все им рассказал-показал.

Ежегодно по 30 пчелосемей Г. П. Сунин передает в тепличный  комбинат, что под Саранском. На обоих концах теплицы ставится по 2 улья: пчелы занимаются опылением.
(Кстати, пчеловодство налогами не облагается, поскольку пчелы опыляют  растения.)
Они  обречены на гибель, но задачу свою выполняют добросовестно.
Четырнадцать пчеловодов поставляют пчелосемьи для теплиц. Так что, уважаемые читатели, если вы весной приобретаете продукцию из саранских теплиц, вспомните, что возможно там трудились пчелы нашего земляка.

- В году всего восемь медосборных дней, - делится  со мной секретами пчеловодства Григорий Петрович. – Надо знать календарь цветения растений, чтобы вовремя в ульи дополнительные рамки поставить, тогда и сбор меда хороший. Нынешняя засуха пчел тоже не радует, взяток меньше, чем в прошлые годы.
Вот спасибо народному целителю и телеведущему Геннадию Малахову – он нашу продукцию очень хорошо рекламирует. Почти в каждой передаче о пользе меда рассказывает.
Хотя у пчеловода нет недостатка в клиентах, спрос на мед огромный, ему приятно, что все больше людей понимают его важность в жизни человека.
- Опыт приходит с годами, - говорит Г. П. Сунин.- Главное, чтобы душа к выбранному делу лежала, тогда оно спориться будет.

Во время нашей беседы слова благодарности прозвучали в адрес заместителя главы районной администрации П. Н. Кузнецова, начальника РЭС В. И. Антипова, председателя Вармазейской сельадминистрации Е. К. Дергунова, начальника теплосетей райцентра (ныне покойного) П. Н. Темаева. Когда возник вопрос об электрификации пасеки, все они оказали помощь Г. П. Сунину.

Ну и какой же уважающий себя пасечник не угостит гостей медом!
Отведали мы меда весеннего, того, что пчелы собирают после холодной зимы с цветущей ольхи, орешника, с первых весенних цветов. Рассказать, какая это вкуснятина, невозможно. Надо пробовать!

Мое самое яркое впечатление от встречи с пчелой.
Ну, прямо как у Михаила Евдокимова: Иду я, значит, по улице, никого не трогаю. И вдруг какая-то шальная пчела ужалила меня прямо в лоб.
Ну, ужалила и ужалила – в первый раз что ли! Позудит и пройдет. Только к вечеру мое лицо всё опухло, глаза превратились в узкие щелки.
Училась я тогда в 10 (тогда выпускном) классе. И было это в сентябре, когда мы всем классом (и школой) ходили убирать картошку в местном колхозе. Здесь в таких случаях говорят: Комментарии излишни.
Короче, сижу я дома и носа никуда не показываю. На другой день ко мне заходит наш классный руководитель К. М. Полякин. Я сижу на крыльце в тоске и печали.
- А я зашел узнать, в чем дело, -  говорит, увидев меня, Кирилл Михайлович. – Ну с тобой все ясно. Не приходи пока.
Подружки-друзья меня тоже потеряли. Приходит ко мне друг, видит меня и спрашивает: «А Надю можно позв…» И вдруг понимает, что это я (!)…
Прошло много лет, а он до сих пор, нет-нет, да и подсмеивается надо мной, вспоминая тот пчелиный укус.

Н. ТАМБОВЦЕВА